Sony PlayStation: где мои эксклюзивы
Sony PlayStation: где мои эксклюзивы?
В последние дни все чаще и чаще расходятся странные слухи и мысли по сети. Причем их суть, зачастую, сводится к не знают, что такое игровая консоль и с чем ее едят. Дабы не ходить вокруг и около, не говорить общими словами, — разберем ситуацию с «Spider-Man coming to Marvel’s Avengers exclusively on PlayStation»
1. Эксклюзивные игры
Зачастую, люди далекие от консольного мира, путают простые вещи «Exclusive» и «System Seller» и начинают вести очень странные пространственные речи ни о чем. Для начала. Эксклюзив (он же временный эксклюзив) — игра, вышедшая на одной платформе (или не вышедшая на определенной платформе). Систем селлер — игра, которая заинтересует потенциального покупателя приобрести консоль. Часто эти два понятия пересекаются. Игра может быть и Эксклюзивом и Систем селлером, например, Bloodborne. НО! Далеко не всегда игра Систем селлер будет эксклюзивом. И это очень важно. Например, игры серии Call of Duty являются отличнейшими Систем селлерами, но не являются эксклюзивами. Или эксклюзивы, например Shadow of the Colossus/The Last Guardian не являются систем селлерами.
2. Финансовый вопрос
Для начала рассмотрим эксклюзивы. Зачастую ими становятся небольшие игры от маленьких студий, у которых физически нету финансов, что бы создать несколько вариантов игры. Нет денег, что бы перевести игру на несколько языков. Нет денег на покупку нескольких DevKit. Нет денег на сертификацию и тестирование. И таких игр сотни и тысячи. Это примерно как подвал Steam, но только с отделом проверки качества. Помимо финансового вопроса, это огромная прослойка нишевых продуктов, например, для определенного рынка. Зачем на Xbox выпускать игру, если она предназначена для Японского рынка? (так на Xbox практически нет визуальных новелл и игр сделанных по мангам и аниме)
А теперь рассмотрим Систем селлеры. Эти игры выступают как огромные красочные витрины. Их цель — привлечь внимание потенциального покупателя. Они должны выглядеть привлекательно и под собой иметь исключительно положительную ауру. При огромных бюджетах, они не обязаны продаваться десятками миллионов. Они не обязаны окупаться с прямых продаж. Единственная их цель — увеличить аудиторию. Быть в информационном поле. Играть на имидж. Это почти как рекламный ролик между фильмами. Окупятся и принесут прибыль? Отлично! Не окупятся и приведут новых пользователей — еще лучше! Или, если речь идет не об играх от Sony, игра на выбранной платформе должна отличаться в лучшую сторону, чем на других (например онлайном, или бонусами, или более ранним стартом)
3. Снижение издержек
Любой бизнес — это баланс и прогнозируемость. Затраты сегодня — определенная прибыль завтра. Если прибыль завтра можно достичь несколькими способами, то выбирают тот, что требует наименьших затрат. Из Минска в Москву можно добраться на самолете, поезде, велосипеде, пешком или машине. Результат один и тот же, но пути его достижения будут разные, с разными последствиями. Так же и в Бизнесе: зачем тратить 150 млн $ на разработку новой части God of WAR, если того же результата можно достичь, выпустив очередную Call of Duty всего на месяц раньше, чем на других платформах? Прошли те времена, когда надо быть лучше самых лучших. Достаточно иметь преданное коммьюнити. В ближайшее время роль «System Seller» от Sony уже не будет столь же значительна, сколь раньше. Теперь можно использовать и более дешевые и примитивные методы продвижения консолей.
4. Мы не будем покупать игру!
Вернемся к Паучку и выкрикам фанатов, мол они объявят бойкот и не будут брать игру. Это подорвет финансовые показатели компании разработчика и она больше не будет так поступать. Очень смешное утверждение и непонимание того, что вообще происходит. Почему поклонники Marvel’s Avengers думают в ключе «мы надавим и они прогнутся»? Почему они не думают в ключе «Были низкие продажи, — мы не будем больше выпускать игры на этой платформе»? Как я и говорил в п.2: выпуск игры и ее сертификация на консолях — это совсем не дешевое удовольствие. Думаю, не стоит упоминать, насколько неиграбельными выходят игры без сертификации качества на ПК на фоне тех же игр с консолей? А с доходов от выпуска игры нужно вычесть еще и 30% с платформы, и денежку за продвижение и баннеры, зарплату людей, которые просто взаимодействуют с платформой и решают всю бюрократию. Когда «продажи» не радуют своими показателями, проще и дешевле отказаться от них.
5. Что нас ждет?
По поводу Marvel’s Avengers: он скорее исключение. Герои в нем лицензируются, и паучок — собственность Sony даже без эксклюзивных договоров. А вот пример более интересного доминирования:
Call of Duty 4: Modern Warfare Remastered 2017
выход на PS4 27 июня 2017 года на Xbox и Windows 27 июля 2017 года (без учета версии Infinite Warfare)
Call of Duty: Modern Warfare 2 — Campaign Remastered
выход на PS4 31 марта 2020 года на Xbox и Windows 30 апреля 2020 года
Эксклюзивный режим Call of Duty: Modern Warfare «выживание» для PS4
PS4 получат эксклюзивный контент Call of Duty: Modern Warfare 3 сезона (новую карту бесплатный боевой пакет, чертежи и другие предметы.)
Call of Duty Warzone Combat Pack эксклюзивный контент для пользователей PlayStation Plus
И так далее и тому подобное.
Вам может показаться, что это все какая-то мелочь и мне это неинтересно. Пройду мимо и не замечу. И вообще я не играю в Стрелялки на геймпаде. Но правда такова, что серия Call of Duty — это см. п.1. Ради нее покупают консоли. И в выборе «что взять: Xbox или PlayStation?» это веский аргумент в пользу последнего. Call of Duty Warzone — 75 млн. пользователей за полгода (и это больше чем продано всех консолей Xbox). Чтобы картина была еще более яркой и наглядной, приведу список самых продаваемых игр на консолях Xbox и PlayStation по состоянию на сентябрь 2019 года на территории США
Даже неопытным взглядом видно: кто дружит с Бобби Котиком — тот правит Консольным рынком. Договориться о маленьких бонусах с Бобби Котиком обойдется гораздо дешевле, чем выпустить дорогую и качественную игру. Вот, сколько частей Call of Duty раздали бесплатно по подписке Gold? А по Plus 4 штуки за полтора года. Помимо Бобби Котика, Sony так же договорилась и с Rockstar Games на выпуск бесплатной версии GTA V То есть, большинство самых топовых и самых популярных игр современности, а с ними и поклонники данных франшиз, идут к Sony… Смотри п.3
Вместо итогов
Политика эксклюзивных систем селлеров — очень удобный инструмент. Но, в отсутствие какой-либо конкуренции со стороны Xbox, нет никакой необходимости вкладывать огромнейшие суммы в разработку. Завоевать аудиторию и переманить ее на свою сторону можно более простыми и бюджетными средствами. А дальше как шашечки домино: Фанаты PlayStation + фанаты Call of Duty + Фанаты нишевых продуктов = аудитория в 50-60 млн человек. Сверху — друзья-товарищи и сарафанное радио. Политика эксклюзивов такова, что, при маленькой аудитории у конкурента, в ней нет никакой ярко выраженной надобности, т.к. на ней и без отдельных договоров не будут выходить игры. Как пример Catherine: Full Body Remastered/MediEvil Remastered/Persona 5: The Royal/Star Wars: Bounty Hunter Remastered/Project Sakura Wars/Monkey King: Hero Is Back The Game/ и такие списки будут расти и шириться. Так что, выпуская меньше System Seller для PlayStation, Sony все равно сможет наполнять свою библиотеку огромным количеством игр, недоступных конкуренту.
Если у вас есть какие-то вопросы, вы с чем-то не согласны, вы хотите привести свои доводы — будьте добры, оставляйте их в блогах iXBT. Live — я прислушиваюсь и читаю все комментарии и на многие из них отвечаю. Но отслеживать все социальные сети у меня нет никакой возможности
С типичной клюквой
Думаю, ни для кого уже не секрет, что новая часть в качестве основы для сюжетной линии взяла современные конфликты, а конкретно ситуацию в Сирии и Украине. Это острая тема, из-за которой поднялся большой шум, но разработчики нашли выход – они просто перекрасили «белые каски» в «зелёные», а в сцене с геноцидом мирных жителей (как оказалось, её не вырезали) русские больше не подписаны при разговоре как «русские».
Да, в кампании снова есть «главный злой русский», хотя в прошлых играх серии были и американские подонки вроде Шепарда, который вообще развязал втайне ото всех Третью мировую войну. В любом случае злодея необходимо в очередной раз поймать и убить. Только вот если рассмотреть игру поближе, можно заметить, что это всё та же Call of Duty с клюквой, с типичными для серии моментами, с Капитаном Прайсом и с простым, как табурет, сюжетом – настоящий подарок для тех, кто любит покричать «раньше было лучше».
Сюжетная кампания способна зацепить разве что вначале, особенно когда в роли маленькой разбойницы приходится убить перекачанного «злого русского» в тельняшке и в конце, когда игра поясняет, что вся эта история – это предыстория к самой первой части Call of Duty: Modern Warfare. И, возможно, в середине, когда приходится принять участие в погоне за злодеем по Питеру, который сам на себя не похож, а всё почему? Потому что наполнение локаций чисто зарубежное, и это очередная клюква, которой игра переполнена.
Кампания MW образца 2019 года, как обычно, имеет всякие «вау-моменты», сюжет несётся словно скоростной поезд Москва – Питер, события развиваются крайне стремительно вперемешку с единичными запоминающимися моментами (не считая усов Прайса), а сама игра проходится где-то за шесть часов.