Рецензия на Final Fantasy XIV: Shadowbringers
Это MMORPG здорового человека. Она требует и покупки, и подписки: это премиум-игра, которой незачем опускаться до того, чтобы вымогать у игроков деньги микротранзакциями под угрозой невыносимого гринда. Ее разработчики заинтересованы исключительно в том, чтобы игрокам было максимально интересно и удобно.
MMO-игры, как правило, ассоциируются у людей с необходимостью много качаться и тратить уйму времени. В Final Fantasy XIV можно убить хоть весь свой досуг — но это не обязательно. Она требует от игроков совсем немногое и уважает их время: в нее можно играть по полтора-два часа в день после работы и делать перерывы в три месяца между контент-патчами — и все равно увидеть весь контент, попробовать себя во всем, что игра может предложить. Поднять любой класс до максимального уровня и раздобыть топовые шмотки для сложных рейдов — дело далеко не такое сложное, а проходить эти рейды — всегда интересно.
Японский эпик
Игры серии Final Fantasy всегда имели большой фокус на сюжет. И никого не удивляло это, когда франшиза держалась за свои JRPG-корни. Но четырнадцатая «финалка» далеко ушла от оригинального концепта и предстала в формате полноценной онлайн-игры с постоянными обновлениями, аддона и патчами. Это, к слову, не первый подобный случай. FFXI тоже являлась MMORPG.
Но японский эпик никуда не делся. В мире Эорзея люди живут в независимых городах-государствах. После масштабной войны с могущественной Гарлеанской империей баланс сил был нарушен, после чего агломерации начали передел сфер влияния. В стычках они использовали наемников. Когда гарлеанцы ушли с политической карты, наемники стали обычными искателями приключений.
Персонаж игрока — как раз один из них. Сюжет Final Fantasy XIV рассказывает о войнах между городами, а также о политической борьбе нескольких рас и противостоянии сил добра с силами зла. История в игре разветвленная и сложная, с множеством отдельных сюжетных линий и событий с большим количеством персонажей-участников.
При этом все аддоны развивают оригинальный сюжет. Например, в последнем дополнении Shadowbringers игроки отправляются в параллельный мир, в котором силы Света окончательно одолели Тьму. В этой искаженной реальности все не так, как в изначальном мире, и игроку необходимо понять, как исправить все произошедшее и вернуться назад.
Здешний сюжет хоть и не открывает чего-то принципиально нового, но сделан он качественно: есть много заставок, проработанных диалогов и неожиданных поворотов. Фанаты FF определенно будут довольны. А вот остальным любителям MMO такой упор на сюжетную кампанию может показаться странным. Впрочем, тут и без сюжета много всего интересного.
Развитие и расширение игрового мира
Нововведения очень понравились геймерам, их активность увеличилась, а денежки рекой полились на счета разработчиков. Упускать такой ажиотаж было нельзя. Летом 2017 года вышло второе крупное расширение Stormblood, которое добавило в игру два новых класса, новые локации, города и сюжетные квесты. Игроки получили массу свежего контента и с удовольствием начали его изучать.
2 июля 2019 года на свет появилось третье расширение Final Fantasy XIV: Shadowbringers. Учитывая, что по своей цене в 2100 рублей оно было сравнимо с полноценной новой игрой, все ждали чего-то масштабного. Собственно, и получили.
Стоит ли игра свеч
А теперь пройдемся по основным элементам геймплея, поговорим о плюсах и минусах.
С редактором персонажа вроде бы все понятно – выбор расы, класса с понятным описанием, вполне достаточные возможности кастомизации (не как в Neverwinter, конечно, но и присутствующих изменяемых параметров хватает, чтобы создать персонажа, который будет вам нравиться). А вот с выбором даты рождения и божества-покровителя не все понятно. У каждого бога, конечно же, есть описание, но в нем не указано, что именно его покровительство дает персонажу, так что приходится строить догадки и руководствоваться собственной логикой (например, богиня войны – логичный выбор для будущего танка).
Кстати, о классах: с выходом дополнения Shadowbringers их уже насчитывается 18 штук, причем каждый класс полностью играбельный и полезный в группе. Проблем с балансом классов в игре нет, так что, кого бы вы ни выбрали, вы всегда будете востребованы. Разумеется, мелкие балансные правки вносятся постоянно, но в FF XIV просто невозможна ситуация, когда ваш класс нерфят до вообще неиграбельного или наоборот – делают из него непобедимую машину убийства.
После создания персонажа в первую очередь на себя обращает внимание неуемная фантазия разработчиков. О ней говорит уже первая кат-сцена, в которой мы едем в повозке, общаемся с попутчиком и отвечаем на парочку его вопросов (что-то знакомое, не правда ли?). Вроде бы ничего необычного, но вдруг к нам подлетают маленькие белые свинки с крылышками и висящими над головами красными фонариками. Эти чудеса природы, как выясняется, любят не только поговорить, но и выпить.
Если вы видите летающих свинок, не переживайте – с вами все в порядке
Диалоги в игре имеют огромное значение, и если их просто проматывать (как многие делают в том же World of Warcraft, да и в MMORPG в принципе), можно лишить себя солидной доли удовольствия. Но есть один нюанс: игра доступна только на английском. И все бы хорошо, вот только даже тем, кто неплохо владеет языком, придется время от времени гуглить некоторые нечасто употребляемые в повседневной речи словечки.
Еще один недостаток диалогов – отсутствие озвучки. Поначалу кажется, что это мелочь, но учитывая то, насколько круто в Final Fantasy XIV прописан мир, персонажи, их характеры и речи, немые диалоги выглядят странно и мешают полностью погрузиться в игру.
Что касается квестов, особенно начальных, не ждите чего-то экстраординарного: здесь тоже придется бегать с поручениями типа «принеси, подай, отойди и не мешай», убивать по пачке разных мобов, дабы снискать уважение очередного NPC. И разработчиков тут винить не в чем. В конце концов, жанр накладывает свои ограничения, без которых никак не обойтись, и гриндовые квесты – одно из них. Хотя для многих геноцид мобов – это вообще нечто сродни медитации. К тому же гринд – далеко не основная составляющая игрового процесса.
Что касается боевки, велосипед Square Enix не изобретали, и правильно сделали. Воюя с мобами, достаточно зацепить цель и юзать доступные умения, перемежая их с автоатаками во время КД. Когда доходит до массовых побоищ в составе группы, работает классическая тактика: танк берет на себя основной урон, заручившись поддержкой бдительного хила, а дамагеры лупят со всех сторон, не забывая уворачиваться, чтобы не попасть под АоЕ-урон.
Огромная жаба пыталась съесть нашего персонажа, но осталась голодной… и мертвой
Еще одна причина, по которой играть хочется дальше, – шикарные локации. Графика в Final Fantasy XIV красивая, хоть и не топовая, в вот детализация на высоком уровне. Если в первой провальной версии игры разработчики как будто наполняли мир с помощью ctrl+C-ctrl+V, то после работы над ошибками вы уже не найдете кучи одинаковых объектов, добавленных по принципу «лишь бы было». Конечно, каждую травинку вручную никто не прорисовывал, это уже излишества.
Локации выглядят наполненными, живыми, в них чувствуется особая атмосфера. Даже если вам надоест бегать по квестам, прогуливаться по миру тоже интересно, просто полюбуйтесь его красотами – хорошо успокаивает. В этом есть заслуга и Нобуо Уэмацу, легендарного композитора серии Final Fantasy. Не исключено, что, поиграв немного, вам захочется закинуть треки из FF XIV в свой плейлист.
Еще один огромный плюс игры – отсутствие доната, хоть сколько-нибудь влияющего на баланс. Конечно, можно купить за реальные деньги разные украшательства, но на геймплее они никак не скажутся. Игра распространяется по подписочной модели, и подписка стоит недорого, что приятно. К тому же это своеобразный, пусть и не идеально работающий фильтр от неадекватных игроков, которые просто пришли посмотреть, что здесь и как, и подпортить нервы остальным.
Мирная зеленая поляна, окруженная деревьями. Просто садись, слушай музыку и шелест листвы
Прекрасная звездная ночь в Эорзее
Естественно, больше всего в игре радует огромное количество контента: десятки подземелий, у которых помимо классической версии есть еще и хардовая, полностью переписывающая архитектуру данжа; триалы для любителей хардкора, представляющие собой сложные битвы с бассами; рейды и альянс-рейды для трех групп по 8 игроков в каждой. При этом битвы разнообразны и бывают сложными настолько, что порой тяжело удержаться и не начать биться головой об клавиатуру.
Но, разумеется, жесть начнется не сразу, ибо до 10 уровня (а это минимум пара часов времени) вы будете бегать по родной локации, выполняя мелкие поручения. А вот потом вас постепенно начнут знакомить со всеми механиками игры.
Приятно, что в FF XIV есть начальные подземелья, прохождение которых необходимо с сюжетной точки зрения. Именно в них игроки учатся работать в команде, набираются опыта и начинают понимать, какие тактики наиболее эффективны. Насколько это решение было удачным, смогут оценить особенно те игроки, которые помнят, как с начальными инстансами дело обстояло World of Warcraft: Cataclysm: в данжи многие геймеры попадали уже только в Запределье, где их сразу ждал хардкор. Как с этим всем справиться, они не знали, ведь все «учебные» подземелья можно было просто пропустить.
К счастью, камеру можно максимально отдалить без специальных аддонов, что практикуется не во всех MMORPG
Важно и то, что разработчики очень ответственно подходят к развитию проекта – с каждым новым дополнением в игре появляются новые инстансы и рейды, мир пополняется новыми игровыми зонами и прочим контентом. Причем делается все это на совесть, а не просто лишь бы заманить какими-нибудь новшествами. В общем, контента столько, что играть можно годами. И это касается только PvE, а есть еще несколько вариантов PvP разборок.
Кроме резни и побоищ, в игре просто колоссальное количество разных дополнительных активностей: крафт, который полезен даже на низких уровнях, казино, карточная игра а-ля «Гвинт», маджонг, гонки на маунтах, пошаговые тактические сражения по типу битвы питомцев, бои в многоуровневой башне, лотереи и многое другое. Чтобы разобраться со всем этим, придется потратить существенный кусок своей жизни.
Стоит отметить и доброжелательное комьюнити Final Fantasy XIV. Печально, но игроки в MMORPG славятся своей токсичностью (не все, разумеется, но оскорбительное поведение встречается очень часто), в FF XIV же с таким столкнуться сложно. Вы можете искать новые знакомства, задавать в чате любые интересующие вас вопросы, и вам ответят по существу.
Резюме
Думаем, из всего вышесказанного становится ясно, что тем, кто соскучился по добротным MMORPG, стоит попробовать свои силы в Final Fantasy XIV. Проект живее всех живых, и дополнение Shadowbringers доказало, что разработчики продолжают вкладывать много сил в поддержку и развитие игры. И пусть FF XIV заставит вас надолго застрять в ее удивительном и многогранном мире, как известно, время, проведенное с удовольствием, не считается потерянным.
LurelnLey
Игры и книги – мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.
Что нового в Final Fantasy XIV: Shadowbringers
Были добавлены новые профессии — Dancer и Gunbreaker. Dancer представляет собой разновидность барда, атакует издалека и усиливает союзников. Только непонятно, к чему было фактически копировать уже существующую профессию. Игроки-то ждали какого-нибудь хилера. А Gunbreaker — своеобразный танк, использующий в бою гибрид клинка и ружья. Во время сражения он комбинирует выстрелы с молниеносными комбо холодным оружием.
Появились новые расы — Viera и Hrothgar. Их главная особенность в привязке к полу. Так, Viera — это девушки-зайки с минимальным количеством одежды на теле, мужского аналога не присутствует. А Hrothgar — похожие на стероидных каджитов зубастые существа, среди которых сплошные мужики. И если наличие девушек у расы Viera оправдано лором, согласно которому эти милые создания сами себя защищали и были практически амазонками своего мира, то Hrothgar добавили явно для того, чтобы уравновесить силы. И кажется, сделали это в последний момент. Потому что Viera круто выглядят и радуют своими анимациями, а Hrothgar безликие, кривые, и попросту недостойные находиться в игре существа, словно их собирали на коленке за час до релиза.
Теперь можно прокачивать своего «эльфа» до восьмидесятого уровня, чтобы полностью соответствовать стереотипу о фанатах MMORPG. Как вы уже могли заметить, с каждым расширением потолок увеличивается на десять уровней — неплохой прогресс.
Были добавлены новые города — Eulmore и Crystatium. Eulmore — колоритное местечко. На окраинах у него трущобы, прямо как в Бразилии. А в центральных районах кругом роскошь. Элита города явно забирает себе все ресурсы, оставляя остальных жителей в нищете. А вот Crystalium — город с огромным кристаллом в середине. Большая часть зданий здесь — стеклянные купола и арки. Грандиозная локация, изучать которую сплошное удовольствие.
Не обошлось и без новых зон. Одна из них — Rak’Tika Greatwood. Это густой лес с переплетенными корнями деревьев, родной дом рас Viera и Nu mou (зверолюди). Если кратко, эльфийский рай. Фанаты Властелина Колец словят там немало флэшбеков 🙂 Еще одна новая зона — Il Mheg. И пускай вас не смущает странное название. Когда попадете туда, увидите сказочное королевство с кисельными берегами, белыми замками и милыми полянами. Здесь родина племени пикси, местных фей. Если будет плохое настроение или просто надоест бегать по однообразным квестам, можно будет отправиться туда и морально отдохнуть, разглядывая местные красоты.
Также были добавлены новые подземелья, созданная в сотрудничестве с разработчиками NieR: Automata серия альянс рейдов YoRHa: Dark Apocalypse на 24 игрока и система New Game+, позволяющая заново пройти все квесты с текущим уровнем и экипировкой.
В чем заключается основной геймплей FFXIV?
Гулять по миру, сражаться с монстрами, выполнять квесты — все как в обычных RPG. Никакие напарники вам для этого не нужны, враги по миру ходят не слишком суровые, а квесты сводятся к «поговорить с таким-то NPC» или «побить такого-то противника». Их суть — не в том, чтобы бросать испытание, а в том, чтобы познакомить игрока со здешним миром и персонажами.
Испытания — дело закрытых, изолированных инстансов: данженов, рейдов, битв с боссами. В них ходят группами фиксированного состава: например, в простое подземелье нужны один танк (собирает на себя врагов и использует высокую защиту и соответствующие умения, чтобы пережить их атаки), один хилер (лечит и воскрешает) и два дамагера (обязанность которых — наносить много урона). На боссов и рейды ходит команда на восемь человек с двумя танками, двумя хилерами и четырьмя дамагерами.
Общение с другими игроками — дело опциональное: если вы знаете, что делать, то оно и не требуется, и даже на сложных испытаниях можно ограничиться дежурным распределением ролей и позиций перед боем.
Боевая система основывается на применении умений по довольно неторопливому глобальному кулдауну в две с половиной секунды (в этот промежуток можно уместить и пару особых скиллов, у которых свой таймер), а большинство механик боссов требуют верного позиционирования — и изюминка тут в том, чтобы сочетать беготню с выдачей максимального урона.
Реальная альтернатива World of Warcraft?
Возможно, это довольно резкое заявление, но Final Fantasy XIV — это одна из немногих реальных альтернатив World of Warcraft. Прежде всего игра подкупает своим сюжетом, который сделан на уровней других частей серии, а также контентом. Активностей в игре так много, что просто глаза разбегаются. А если вспомнить, что играть можно за почти два десятка классов, то игра и вовсе кажется бесконечной.
И это при том, что игра стоит дешевле WoW, как по части покупки базы и аддонов, так и по оплате подписки. Единственное, что может оттолкнуть любителей западных MMO — это нарочито азиатская стилистика. Внешне FFXIV напоминает любую более-менее популярную корейскую MMORPG, не имея при этом своего уникального визуального стиля.
Впрочем, для многих фанатов онлайн-игр стиль — дело вторичное. Главное, что играть интересно и работает все хорошо. И это как раз про Final Fantasy XIV. Единственная ложка дегтя и в бочке меда — полное отсутствие русской локализации. Обидно, что за пять лет разработчики так и не перевели игру.
- Том Холланд машет гигантским мечом в новой рекламе Final Fantasy 14: Shadowbringers
- Создатели «Ведьмака» от Netflix займутся сериалом по Final Fantasy XIV
- В многопользовательской Final Fantasy XIV зарегистрировалось более 16 миллионов игроков